konstantin_komlev (aldebar86) wrote,
konstantin_komlev
aldebar86

Categories:

Не только «медь звенящая». Самый грязный город на планете: откуда он берет силы жить?

Едешь по Карабашу и вспоминаешь один из фильмов Тарковского: все черно-бело-серое, неуютное, — как будто человек и не хочет обживать эти места, селиться здесь надолго, основательно. В том мире была отдушина — загадочная, чудесная Зона.

В панораме Карабаша, где порой небо невозможно отличить от земли, тоже есть свое яркое пятно — большой новый храм святителя Иоанна Златоустого. Построен он 7 лет назад, но обустройство еще продолжается: то тут, то там слышен перестук молотков, стены готовятся под роспись, кое-чего еще не хватает из обстановки. Но даже в таком незавершенном виде ясно, что это будет один из красивейших храмов Южного Урала. Но об этом чуть позже, а пока заглянем в церковь-старушку, деревянный Свято-Никольский храм. Этот домик на окраине Карабаша – колыбель местного православия, место, где организовалась первая в городе община, и начались первые богослужения. Сейчас здесь трапезная и жилые помещения, а нас ждет отец Серафим, настоятель прихода. По паспорту батюшка — Гимадеев Амир, родом из Таджикистана.

Тепло по-домашнему

Внутри жарко натоплено. «В год уходит около 12 машин дров», - комментирует отец Серафим. Народу в трапезной довольно много: певчие, работники храма и послушники, старая кошка. Не простая кошка, заслуженная: «За восемь лет около семидесяти котят принесла, аккуратно два раза в год приплод бывает, с трудом раздаем. Зато во всей округе кошки одного рода-племени — поповские».

Хотя время обеда уже прошло, голодными нас не оставили. Батюшка суетится больше всех: сам разливает чай, предлагает всем фрукты и разные угощения. За трапезой, согласно расписанию жизни на приходе, положены чтения духовной литературы. Однако мы кушали под душеспасительного Мюнхгаузена. «Хотел я, - объясняет священник, — после Литургии передохнуть немного, включил телевизор, а там фильм такой — нельзя не посмотреть». Барон Мюнхгаузен, душистый чай, люди, кошки, кружевные занавески на окна. Все как будто в прекрасном детском сне…

Кто эти люди?

Мне на самом деле ужасно хочется спать. Но тут появляется еще один Серафим: это крещенный настоятелем таджик. Батюшка долго не думал, и дал ему свое имя, так что теперь в Карабаше два Серафима. Серафим второй то предлагает мне пойти прилечь, то наливает чаю покрепче, чтобы я не заснул, в общем, заботится изо всех сил. Решаем с ним совершить небольшую экскурсию: как тут на приходе все устроено?

Напротив трапезной и дальше по коридору несколько комнат, во всех на полах постелено для тех, кто проживает при храме и несет здесь послушания. Но все постели пусты: люди работают – кто снег чистит, кто по хозяйству помогает. Сердобольный отец Серафим приютил у себя нескольких человек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. У кого дома нелады, у кого еще какие-то проблемы. Могли бы оказаться на улице, среди бомжей, но пришли в церковь и получили помощь и поддержку. Живут послушники, как уже было сказано, по расписанию, в котором определено время подъема, молитв, богослужений, послушаний, трапез и отдыха. Но для всех одно неписаное правило: трудиться, приносить пользу приходу и людям.

Карабашская сказка

Пора на венчание. Отцы уехали чуть раньше, чтобы все приготовить. Мы уже одевались, когда с улицы забежал испуганный, растерянный таджик Серафим второй: «Батюшка мне сказал примерить подрясник. Он подарил мне его, а я носить не умею!» Помогаем облачиться. Обнова на смущенном парне смотрится удивительно хорошо. Серафиму явно не по себе, он взволнованно говорит мне: «Как же в этом ходить-то, упаду где-нибудь, надо мной все смеяться будут».

Снова едем по серому безлюдному городу. Храм Иоанна Златоустого стоит на возвышенности, поэтому виден издалека. Внутри него просторно и светло. Можно не спрашивать, из чего сделаны вот эти необычного вида паникадила и светильники, вон те массивные аналои или золоченый иконостас. Здесь все из меди, как в замке сказочного Медян-князя.

Служит отец Серафим чинно, торжественно и без вошедших в обычай сокращений. Молитвы читаются неспешно. Все, кто пришел на венчание, держат в руках свечи.

Уже после торжественного обряда настоятель рассказал мне о своей задумке: построить рядом с храмом городской ЗАГС. И тогда невольно все будут воспринимать венчание как естественное завершение регистрации брака. Сейчас отец Серафим ведет активные переговоры с властями, проектировщиками и строителями. Удивительно, но почти все его проекты успешно приживаются на выжженной карабашской земле. Например, школьный курс «Основы православной культуры» в Карабаше выбрали для изучения 100% родителей, в городе уже действует пять воскресных школ, скоро, возможно, всем школьникам с первого по одиннадцатый класс будут преподавать ОПК в качестве факультатива.

Я покидаю этот город, ставший таким близким и понятным. Тут остались мои друзья. Отец Серафим с его многочисленными проектами: детский театр, дом милосердия… Таджик Серафим второй. Живущие здесь люди с трудной судьбой. Кошка-героиня… Я знаю, что всегда смогу приехать сюда, получить свою порцию горячего чая, согреться телом и душой. И понимаю вдруг, что не интересные идеи и масштабные проекты делают священника священником. Без молитвы к Богу и любви к своим прихожанам он, по словам апостола, «только медь звенящая». И вдруг я понял, что не только этот звонкий красный металл дает жизнь умирающему городу…


Tags: Челябинская епархия, газета, православие, статьи
Subscribe

  • Время молиться

    Елицы вернии В прошлом номере нашей газеты в статье под названием «Когда действует Сам Господь» мы рассказали о Литургии оглашенных,…

  • Неодержанная победа

    29 октября вечером на спортивной площадке православной гимназии прошло футбольное состязание. Планировался матч между учащимися гимназии и ребятами…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments